Главная \ Доступная среда

ОВЗ

Паспорт доступности

В школе-гимназии №3 созданы все условия (кадровые, материально-технические, учебно-методические, нормативно-правовые) для осуществления образования для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Входы в здания (корпус А и корпус Д), оборудованы пандусами, установлены двери, обеспечивающие свободный доступ лицам с ОВЗ в здание школы. Оборудовано санитарно-гигиеническое помещение для лиц с ОВЗ. 

IMG_5138

IMG_5136

IMG_5135

В школе имеется транспортер-подъемник по этажам для инвалидной коляски и пандус платформа для подъема инвалидов. 

IMG_5228

 Главная страница подраздела «Доступная среда» должна содержать информацию о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе: 

1. специально оборудованных учебных кабинетах - нет

2. об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет.

3. о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет.

4. об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет.

5. о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет.

6. об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:

    В МБОУ "Гвардейская  школа-гимназия№3" беспрепятственный доступ в помещения учреждения для инвалидов, лиц с ОВЗ и других маломобильных граждан населения обеспечен, имеется пандус.  Приказом по школе  назначено ответственное лицо за инструктирование работников по вопросам, связанным с обеспечением доступности среды для инвалидов. Под руководством заместителя директора по воспитательной работе классными руководителями 1-10 классов организовываются ликтории по вопросам обучения несовершеннолетних по обслуживанию инвалидов и других маломобильных граждан при посещении учреждения.

7. о специальных условиях питания:

   В школе организовано горячее питание для учащихся 1-4 классов и детей льготной категории. 

8. о специальных условиях охраны здоровья; 

     В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.

9. о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

   Все обучающиеся МБОУ "Гвардейская  школа-гимназия№3" имеют полный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. . В фойе школы оформлен информационный стенд по информационной безопасности обучающихся. Для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в школе имеются: мультимедийные проекторы, электронные доски, телевизоры, средства для работы с аудио и видеофайлами, магнитные доски. Кроме этого, на официальном сайте школы доступна версия для слобовидящих, размещается актуальная информация в сфере законодательства и оснащенности образовательного учреждения специальными средствами обучения и воспитания.

10. об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

   Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам реализуется в рамках Российского законодательства. На официальном сайте школы размещены полезные ссылки на образовательные ресурсы для обучающихся и учителей.

11. о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:

   Наличие специальных технических средств обучения в образовательном учреждении отсутствуют. Однако, для проведения занятий учителя могут воспользоваться мультимедийными средствами обучения, оргтехникой, ноутбуками, телевизором и другими вспомогательными средствами для урока.

12. о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат - нет. 

13. о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствует. 

 

ОСОБЕННОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ ДЕТЕЙ С ОВЗ

На сегодняшний день родители детей, имеющих особенности развития нуждаются в консультации относительно вопросов организации обучения детей, предоставления специальных условий обучения, выбора школы обучения и т. д. Если проблемы развития были видны в дошкольном возрасте, то специалисты могли направить ребенка на ПМПК и в специализированный детский сад. Что делать, если ребенок выходя из детского сада нуждается в дальнейшей коррекции и посещении специального учебного заведения. Родители в данной ситуации могут сделать выбор, так как современное образование предполагает инклюзивный подход к обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это означает, что родители особенных детей могут пойти обучаться в обычное образовательное учреждение, а могут подумать о специализированном образовательном учреждении. К специализированным образовательным учреждениям относятся отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей:

  • глухих;
  • слабослышащих;
  • позднооглохших;
  • слепых;
  • слабовидящих;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с умственной отсталостью;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • со сложными дефектами и другими ограниченными возможностями здоровья.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Адаптированной образовательной программой считается образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Обучение в обычной школе детей с ОВЗ по желанию родителей также возможно, но имеете некоторые особенности и необходимость создания специальных условий обучения.

В последние годы были разработаны нормативные акты, касающиеся обучения и развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Перечень документов, использованных в данной публикации следующий.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР — 5353/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008 г. № АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» .
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.05.2014 г. № ВК-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.04.2015 г. N 01-50-174/07 -1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Итак, если у ребенка ПМПК выявила особенности развития и ребенок нуждается в особом подходе, то родители имеют право зачислить своего ребенка в:

  • отдельную образовательную организацию, которая осуществляет деятельностью по основным адаптированным программам (специальную/коррекционную школу);
  • в классы, реализующие адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации;
  • в общеобразовательные классы образовательной организации.

Зачисление в школу для детей с ОВЗ основано на тех же правилах, что и зачисление детей в обычную школу. Правила зачисления указаны в Приказе Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Зачисление в специализированные образовательные организации детей с ОВЗ осуществляется на основании:

  1. Личного заявления родителя (законного представителя) ребенка.
  2. Заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий в соответствии с Положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082.

Родители после получения рекомендаций ЦПМПК о направлении в специализированное образовательное учреждение вправе самостоятельно решать где будет продолжать обучение их ребенок. Если родители решили отдать ребенка в специализированное образовательное учреждение, то следует отметить, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Могут ли дети из специализированной школы перейти в обычную образовательную организацию?

Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке.

Перевод обучающегося из отдельной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу, в обычную общеобразовательную школу по инициативе родителей (законных представителей) допускается.

При переводе надо учитывать необходимость создания условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц. Обычно специальные условия отсутствуют в рядовой общеобразовательной организации, не реализующей адаптированные образовательные программы для данной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Администрация школы, в которой по адаптированной образовательной программе обучается данный ребенок, должна провести подробную разъяснительную беседу с родителями (законными представителями), в которой объяснить необходимость использования специальных педагогических подходов для их ребенка с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей, что не всегда возможно в рамках рядовой общеобразовательной организации.

После поступления детей с ОВЗ в школу необходимо знать, что классы с детьми-инвалидами или детьми с ОВЗ комплектуются особым образом. На основании СанПиН 2.4.2.3286–15 классы формируются следующим образом:

Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ (Приложение N 1 к СанПиН)

Варианты программ образования

 

 

Вид ОВЗ

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

 
максимальное количество обучающихся

1.

Глухие обучающиеся

Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом — не более 20 обучающихся, при 2 глухих — не более 15 обучающихся

6

5

5

2. Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся

Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем — не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших — не более 20 обучающихся

I отделение: 8

II отделение: 6

5

Вариант не предусмотрен

3.

Слепые обучающиеся

Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом — не более 20 обучающихся, при 2 слепых — не более 15 обучающихся

9

7

5

4. Слабовидящие обучающиеся

Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем — не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих — не более 20 обучающихся

12

9

Вариант не предусмотрен

5. Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся.

12

Вариант не предусмотрен

Вариант не предусмотрен

6. Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НОДА — не более 20 обучающихся, при 2 — не более 15 обучающихся.

5

5

5

7. Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)

Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся

12

Вариант не предусмотрен

Вариант не предусмотрен

8. Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с РАС — не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС — не более 15 обучающихся

Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 обучающихся

Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 обучающихся

Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 обучающихся (не более 2-х обучающихся с РАС в классе с обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)

9. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

12

5

 Примечание: * варианты программ:

  • 1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения; 
  • 2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения; 
  • 3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью); 
  • 4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).