Главная \ Образование \ Советы психолога!

Советы психолога!

         Школьный педагог - психолог Кондратюк Елена Анатольевна

   -U2X2dDTm6Y
  

 Психолог– это специалист, к которому обращаются всё чаще.


Наверняка, вам знакомо состояние, когда всё по плечу, всё в нашей власти. В период стрессов, тревог и разочарований, наоборот, кажется, что сил уже не осталось. Однако, это не так. Силы есть, но как их пробудить? Очень часто бывает так, что решение сложной ситуации лежит на поверхности, но мы не видим его. А порой бывает так, что решение трудно принять.

Психолог поможет:

  • Научиться находить выходы из кризисных ситуаций
  • Поверить в свои силы
  • Найти внутренние резервы
  • Выйти из депрессии
  • Разобраться в плюсах и минусах того или иного выбора.


Эти и другие проблемы в тот или иной период жизни возникают почти у каждого человека. Не всегда удается найти ответы на многие важные вопросы сразу. Что же делать, когда времени на раздумья слишком мало или долго не удается понять, как быть дальше? Обращение к психологу в этом случае – один из оптимальных вариантов действия.

Когда обращаются к психологу?

Причины обращения к психологу самые разные:

  • Неудовлетворенность собой.
  • Депрессия.
  • Отсутствие взаимопонимания с близкими людьми (детей и родителей, девушек и юношей).
  • Расставание или развод родителей.
  • Проблемы в отношениях между учениками и педагогами.
  • Проблемы в учебе.
  • Поиск своего Я.
  • Различные конфликтные ситуации.
    ... и многое другое

Не всегда удается реально посмотреть на ситуацию, а «замыленный» глаз часто не замечает очевидного. Порой даже простое описание ситуации постороннему человеку позволяет по-новому воспринять, казалось бы, совершенно понятную ситуацию. Психолог предоставляет поддержку тем, кто в ней нуждается.

Тебе грустно? Не замыкайся в себе!

 

Родители

 

Неуважение к предкам есть первый

 признак безнравственности

                                                          

 А. С. Пушкин

 

Родители – это те люди, для которых мы никогда не станем взрослыми. И никто никогда не будет любить нас так преданно и беззаветно, как они.

Тема отцов и детей вечная, и  в этой связи хочу рассказать вам одну забавную историю.

 

Как-то Марк Твен получил письмо от одного мальчика, в котором тот жаловался писателю на непонимание со стороны родителей.

«Потерпите, - уважительно ответил Марк Твен своему юному корреспонденту. – Когда мне было 14, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его.

Но когда мне исполнилось 21, я был изумлен тем, насколько этот старый человек поумнел».

 

Так уж ли вы правы, считая, что родители не могут вас понять и помочь решить проблемы? Поверь, в свое время они уже проходили через все это. Поделись и посоветуйся с ними – их мудрость и любовь всегда будут в жизни лучшей и надежной опорой.

Вы считаете, что родители излишне строги к вам, контролируют каждый шаг и настроены критически ко всему, что вы любите и считаете важным?

Во многих семьях нередко возникают разногласия, как только речь заходит об одежде и внешнем виде, о выборе друзей, формах проведения досуга, помощи по хозяйству. Но ведь это совершенно естественно: у родителей другие взгляды на многие вопросы, потому что они мудрее, старше и опытнее. Они лучше знают жизнь, спокойнее относятся к тому, что вызывает у вас массу бурных эмоций и восторгов, потому, что понимают, к чему  могут привести некоторые твои увлечения. Их строгости объясняются тем, что они хотят помочь вам и предостеречь от ошибок и разочарований, оградить от беды, поэтому не спеши обвинять близких людей в том, что они не хотят вас понять.

Проблемы между детьми и родителями преодолимы. Но прежде чем рассчитывать на понимание со стороны родителей, попытайся сначала понять их самих. Спроси себя: может быть, мама с папой чем-то обеспокоены? Может, вы сами обидели их необдуманным словом или поступком или они неверно истолковали твои слова?

Поинтересуйся, как они поступили бы в данной ситуации. Увидев, что вам небезразличны их точка зрения и чувства, мама и папа будут гораздо внимательнее относиться к твоим переживаниям. Такая чуткость послужит хорошим началом к налаживанию добрых, доверительных отношений.

От того, как вы реагируете на слова своих родителей, во многом зависит и то, как они будут относиться к вам.   

Обиды и обман – это детская реакция, которая ни к чему хорошему не приведет. Попробуйте применить к проблемной ситуации более взрослый подход: не настаивайте на своем, потому что «всем можно», а спокойно и обоснованно объясните, почему вы намереваетесь поступить так или иначе.

К примеру, если хотите, чтобы вам разрешили прийти домой попозже, расскажите, где и с кем вы будете находиться и почему вам так важно задержаться. В этом случае вы можете рассчитывать на послабление в режиме. Хорошо, если вы познакомите родителей с друзьями, с которыми вы проводите много времени.

Однако искренность не означает автоматического решения  вопроса  в вашу пользу, если, несмотря на все уверения, родители считают вашу идею неразумной или опасной. Не выплескивайте свое недовольство и не бунтуйте – не стоит рушить добрые отношения в угоду сиюминутному желанию. Доверяйте родителям. Проявляйте к родителям такое же уважение, какое ожидаете от них, докажите своим поведением, что вы ответственный, самостоятельный человек, способный принимать обдуманные решения, и тогда запретов в вашей жизни будет меньше.

Мир и любовь, которые устанавливаются между детьми и родителями благодаря взаимопониманию, - самое надежное укрытие от любых невзгод.

  

Памятка

Десять заповедей для родителей

1.  Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.  Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот— третьему, и это необратимый закон благодарности.

3.  Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4.  Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5.  Не унижай!

6.  Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7.  Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8.  Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9.  Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10.  Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

 

Советы родителям по воспитанию ребёнка

 

1.Интересоваться жизнью ребенка. Спрашивать у него, что с ним происходит. Постараться быть первым человеком, к которому придет ребенок за советом или с рассказом о своих тревогах.

2.Обращаться к ребенку вежливо, опираясь на его чувство личного достоинства и помогая ему чувствовать себя уверенно, знать, что в любой ситуации родители его понимают и принимают.

3.Постараться чаще прикасаться к ребенку. Не отстраняться от него в моменты, когда ребенок ждет приветливого взгляда, улыбки.

4.Проводить совместные вечера, в которых спокойная задушевная беседа, звуки прекрасной музыки будут сочетаться с любящим взглядом, теплыми прикосновениями. В такие вечера хорошо узнать у ребенка о событиях прошедшего дня, рассказать, чем занимались сами. Такие минуты подарят родителям и детям удивительный мир любви, взаимопонимания.

5. Препятствовать плохому поведению, стараясь правильно реагировать на совершенный ребенком проступок, а к наказанию прибегать в исключительных случаях. В ситуации применения наказания ребенок должен точно знать, за что он наказан, и иметь возможность пережить эту ситуацию.

6. Выражать свою любовь к детям ежедневно. Использовать при этом разнообразные способы передачи любви: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и др.

7. Беречь детей, помня, что их внутренний мир хрупок и беззащитен, и только от взрослых зависит, какими станут дети в будущем.

8. Стремиться к прекрасной цели - безусловной любви. Постараться растить ребенка на светлой, чистой любви.

 Предупреждение детско-родительских конфликтов

 

Для конструктивного поведения родителей в конфликтах с детьми следует придерживаться следующих правил:

 •Всегда помнить об индивидуальности ребенка.

•Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения.

•Стараться понять требования маленького ребенка.

•Помнить, что для перемен нужно время.

•Противоречия воспринимать как факторы нормального развития.

•Проявлять постоянство по отношению к ребенку.

•Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив.

•Одобрять разные варианты конструктивного поведения.

•Совместно искать выход путем перемены в ситуации.

•Уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно».

•Ограниченно применять наказания, соблюдая при этом справедливость и необходимость их использования.

•Дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его проступков.

•Расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений.

•Использовать положительный пример других детей и родителей.

•Учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

•Таким образом, для предупреждения и разрешения детско-родительских конфликтов можно предложить следующие рекомендации:

•исключайте столкновения родителей и детей, так как они могут стать основой для разрушения хороших отношений;

делайте все от вас зависящее, чтобы быть добрым к ребенку и в то же время проявлять оправданную твердость;

•научите ребенка справляться со своим гневом;

•применяйте все способы выражения любви к ребенку: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина;

•предупреждайте конфликты при помощи понимания, прощения и способности уступать;

•основным методом общения с ребенком должна быть безусловная любовь;

•эффективно используйте стили поведения в конфликтной ситуации, учитывая конкретные обстоятельства.

Памятка родителям от ребенка

 

Эта «Памятка» не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

Прислушаемся к советам своих детей!

1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

2. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

4. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.

5. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.

6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

8. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».

9. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

10. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

11. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

12. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.

13. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

14. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

15. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

16. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

17. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

18. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте — я окажусь с прибылью.

19. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я, вообще, буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.

20. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.

21. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

22. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом.

23. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

24. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

25. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.

26. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.

27. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, и что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?

28. Объясните, почему я должен ценить свое тело как великую ценность. Но если при этом я не пойму, почему я должен слушать и следовать голосу своей совести, то свое тело я буду использовать только для наслаждения без каких-либо ограничений.

29. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я, вообще, перестану задавать их.

30.Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.

31. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.

32. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

 Как воспитывать в детях честность

Давайте рассмотрим несколько советов, которые помогут ребенку осознать, что такое честность.

Совет 1-й. Верьте ребенку. Как правило, дети на доверие отвечают тем же и если в каких-то случаях обманывают, то, скорее всего, не понимают этого. Пусть ребенок знает и чувствует, что вы ему верите.

Совет 2-й. Объясните, что на правде "держится мир", на детском языке: она - полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу.

Совет 3-й. Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду.

Совет 4-й. Не учиняйте унизительных допросов.

Совет 5-й. Вознаграждайте честность. Если ваш ребенок признался вам, то покажите ему свою радость: Ясно, что в этом случае наказание должно быть условным. Дайте ему возможность исправиться.

Совет 6-й. Показывайте пример честности. Если вы:

- просите отвечать по телефону, что вас нет дома;

- если в поезде или автобусе, покупая детский билет, ссылаетесь на пятилетний возраст ребенка, хотя ему уже семь;

- если говорите жене, что у вас нет денег, оставляя заначку на игрушки или для своих нужд, то вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Дети все усваивают, и честность их будет иметь такой же относительный характер. Дети не понимают двойной морали. Если такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали свидетелями, то обязательно объясните им подоплеку события. Признайте, что совершили ошибку, сказав неправду, что это очень неприятно, но иногда случается в жизни.

 Памятка

Запреты и ограничения

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Своего рода правила о правилах.

Правило первое. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Если они отсутствуют, ребенок чувствует себя забытым и ненужным («никому до меня нет дела»).

Правило второе. Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Правило третье. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Правило четвертое. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Правило пятое. Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Правило шестое. Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем, делая ему плохо.

Памятка

Как не надо хвалить

Не подлежат похвале:

- красота, сила, ловкость, здоровье, смекалка, сообразительность, ум, талант – все природные способности, включая и добрый нрав.

-легко дающиеся хорошие отметки.

- игрушки, вещи, лотерея, случайная находка.

-прирожденное бесстрашие – не заслуга, лишь данность. Хвалить только за отвагу – за преодоление страха.

 

В любом случае желательно не хвалить:

-больше 2 раз за одно и тоже

-из жалости

-из желания понравиться.

 Рекомендации по установлению контакта с ребёнком

- Глубоко и тонко понимать детей, уметь по глазам и внешним признакам «читать» и понимать их внутренний мир и психическое состояние.

- Выработать в себе умение точно и выразительно передавать детям свои мысли и чувства.

- Уважение и справедливая требовательность - вот что поможет найти правильный тон, подход к ребенку.

- Не быть к ребенку равнодушным.

- Учить детей своевременно реагировать на слова родителей и других членов семьи.

- Приучать детей улыбаться людям и искать в каждом человеке не «пятна на солнце», а свет его души.

- Не отвечать грубостью на грубость, а показать превосходство вежливости в общении.

- Считаться с мнением дочери, не бояться, когда надо, сказать: «Извини!»

- «Войти в мир» дочерей, жить их жизнью, понимать думы и чаяния, ввести их в свой мир.

 

Правила общения с подростком

1.Беседу с подростком надо начинать с дружеского тона.

2.При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.

3.В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.

4.Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.

5.Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым у вас совпадают.

6.В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.

7.Старайтесь инициативу в общении держать в своих руках.

8.Умейте смотреть на вещи глазами подростка.

9.Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Резервы общения:

1.Избегайте злоупотребления критикой и обсуждения других.

2.Демонстрируйте неподдельный интерес к другим людям.

3.Будьте хорошим слушателем.

4.Помогайте людям почувствовать свою значимость, избегайте ненужных слов.

5.Убеждайте, а не приказывайте.

6.Запоминайте имена.

7.Придерживайтесь положительной установки.

8.Уважайте мнение других.

10.Улыбайтесь.

 Советы бабушкам и дедушкам по воспитанию

внуков и внучек (по Ш.А.Амонашвили)

1.Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.

2.Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.

3.Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий.

4.Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.

5.Рассказывайте им чаще о себе, о своем детстве, о своей работе.

6.Раскройте им свою душу, доверьте им свои сомнения, горести, переживания.

7.Секретничайте с ними, играйте и гуляйте вместе с ними.

8.Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.

9.Давайте им трудиться рядом с вами.

10.Говорите с ними как со взрослыми.

11.Не напоминайте им, что они еще маленькие.

12.Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.

13.Заботьтесь о том, чтобы у них создавалось яркое представление о вас как о новом человеке.

14.Не забывайте, что ваш образ должен воспитывать их и после того, как вас уже не будет в живых.

 Правила общения с девочками

1.В период полового созревания с девочками надо говорить как со взрослыми женщинами, лишь в этом случае у них появится желание поведать свои мысли, сомнения, переживания.

2.Общаться без нравоучений, без упреков.

3.Не играть в друзей, ведь можно быть рядом и не быть другом своей дочери.

4.Не говорить, особенно в присутствии дочери, соседям, друзьям, приятелям и т. д., как хороша ваша дочь, не перечислять ее достоинства, а потом без свидетелей распекать ее, что не оправдывает ваших надежд. И, наоборот, не рассказывать о недостатках вашей дочери, не обсуждать с соседкой ее поведение.

5.Приучение - это многократное повторение. При этом, повторяя, напоминая, надо чаще подбадривать, а не упрекать.

6.Уметь помолчать; иногда молчание - поистине золото, особенно когда речь идет о воспитании девичьей стыдливости, целомудрия и чистоты. Здесь не должно быть места ни грубым шуткам, ни насмешкам.

7.Не кричать! Крик - не только показатель вашего бессилия, слабости, но и демонстрация несдержанности, запальчивости. Надо сдержать эмоции, иначе можно проявить несправедливость. Еще хуже «пилить» изо дня в день, распекать. Эта «ржа не только точит железо», но и создает такую атмосферу, которая может перейти в отчужденность.

 Памятка

 

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!

После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.

 

Агрессивность ребенка проявляется, если:

- ребенка бьют;

-над ребенком издеваются;

-над ребенком зло шутят;

-ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

-родители заведомо лгут;

-родители пьют и устраивают дебоши;

-родители воспитывают ребенка двойной моралью;

-родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

-родители не умеют любить одинаково своих детей;

-родители ребенку не доверяют;

-родители настраивают ребенка друг против друга;

-родители не общаются со своим ребенком;

-вход в дом закрыт для друзей ребенка;

-родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;

-родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;

-ребенок чувствует, что его не любят.

 

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь:

Внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

 

Памятка

(родительские роли)

Дорогие родители! Быть  родителем – это большая и многосторонняя задача. Роль родителя  - это роль человека на всю жизнь. Роль родителя всегда развивается вместе с ребёнком. Умение быть родителем рождается во взаимодействии с ребёнком. Карта ролей родителя это способ анализа разнообразных ролей родителей. Она помогает представить наглядно совокупность всех тех ролей, знаний и навыков будничной жизни, которым при необходимости может научиться каждый родитель. Карта родителей разработана, чтобы определить содержание ролей родителей с учётом нужд ребёнка, независимо от его возраста

Родитель – воспитатель. Воспитатель – это очень важная роль в поддержании будничной и нормальной семейной жизни, а также в формировании у ребёнка разнообразных умений и навыков. С точки зрения ребёнка роль воспитателя считается жизненно важной. Многие из добавочных ролей воспитателя имеют прямую связь с ролями «устанавливающий пределы» и «учитель жизни».

Родитель –  « кормилец»:

- обеспечивает регулярность питания;

- обеспечивает разнообразным и здоровым  питанием;

- при необходимости ограничивает ребёнка в потреблении сладостей;

- прививает ребёнку понятие вкуса;

- приобретает и готовит вместе с ребёнком пищу;

- побуждает ребёнка к приготовлению пищи.

Родитель – «обеспечивающий одеждой»:

- заботится о том, чтобы у ребёнка была сухая и чистая одежда;

- одевает ребёнка с учётом климатических условий;

- обучает ребёнка следить за одеждой;

- уважает стиль и вкус у приобретающего самостоятельность подростка.

Родитель – «воодушевляющий»:

- способствует развитию слуховых и зрительных навыков ребёнка;

-даёт ребёнку игрушки. Книги, учит слушать музыку, предоставляет возможность пережить другие впечатления;

- поощряет ребёнка в увлечениях и, по возможности, оказывает конкретную помощь, например, сопровождая его на праздники, занятия и т.д.

Роль родитель -  «защитник отдыха (сна)»:

- обеспечивает ребёнка достаточным количеством сна;

- обеспечивает ребёнка  спокойным и безопасным местом для сна;

Роль родитель -  «расходующий деньги»:

- удовлетворяет основные нужды ребёнка;

-зарабатывает достаточную сумму денег, необходимую для приобретения пищи и одежды для ребёнка;

- объясняет ребёнку ценность денег и учит рациональной их трате;

-создаёт систему, в рамках которой в семье дают ребёнку деньги. Например: на карманные расходы, в качестве вознаграждения или по мере необходимости.

Родитель – «следящий за чистотой»:

- заботится о гигиене ребёнка;

- обучает ребёнка самостоятельно заботиться о личной гигиене.

Родитель – «поддерживающий порядок»:

- запрещает сорить на улице и в общественных местах;

- следит за чистотой в доме,

- обучает ребёнка убирать свою комнату;

- по мере взросления ребёнка предоставляет ему больше ответственности за порядок и чистоту в доме.

Родитель – «лечащий болезни»:

- при необходимости отводит ребёнка к врачу;

- отвечает за лечение ребёнка.

Родитель – «ведущий ребёнка на прогулку»:

- гуляет вместе с ребёнком,

- побуждает ребёнка к пребыванию на свежем воздухе.

Роль любящего родителя.

Родитель, выполняющий эту роль, подготавливает основу для будущего  женского/мужского самосознания ребёнка и уверенности в себе. Любить другого можно лишь при возможности любви себя самого. Чувство любви и поддержки крайне необходимы для нормального развития ребёнка.

Родитель – «любящий себя»:

- заботится о себе и своём самочувствии;

- при необходимости принимает помощь других взрослых.

Родитель – «дающий нежность»:

- с уважением выражает ребёнку свою близость;

- выражает свою нежность к ребёнку с учётом его возраста;

- подаёт пример своим уважительным отношением к жене (мужу);

Родитель – « дающий утешение»:

- выражает словами чувства ребёнка;

- выражает сочувствие и ободрение ребёнку с учётом его возраста: плачущего малыша успокаивает на руках, а со старшим ребёнком обсуждает происшествие.

Родитель – «защитник»;

- просвещает ребёнка;

- защищает ребёнка от насилия и принуждения;

- контролирует свои импульсы;

- обеспечивает ребёнку спокойную и безопасную окружающую обстановку для его развития;

- устанавливает ограничения для ребёнка;

- обучает ребёнка самозащите и самообороне.

Родитель – «одобряющий ребёнка»;

- одобряет себя;

- принимает, одобряет и ценит ребёнка такого, какой он есть;

- отличает сам поступок от совершившего его;

- уважает ребёнка;

- понимает, что достоинства ребёнка не зависят от его умений;

- обращает внимание на положительные черты личности ребёнка;

- положительно оценивает его.

Родитель как собеседник:

- находится во взаимодействии с ребёнком;

- в общении с ребёнком употребляет доступный его возрасту словарный запас;

- размышляет и, при необходимости, может стать собеседником для ребёнка.

Родитель как помощник в разрешении конфликтов:

- выслушивает высказывания ребёнка;

- выражает чувства ребёнка словами;

- помогает ребёнку принять решение и сделать вывод;

- оказывает ребёнку поддержку в принимаемом решении;

- разрешает ребёнку выражать как положительные, так и отрицательные чувства.

Роль: Родитель как устанавливающий пределы.

Задача родителя: гарантировать ребёнку безопасное детство. Одна сторона надёжности – это установление правил жизнедеятельности ребёнка. Ребёнок, выросший без чётко установленных родителями границ дозволенности, чувствует себя беззащитным. Одной из форм этой беззащитности может быть агрессия.

Родитель как гарант физической неприкосновенности:

- контролирует своё поведение;

- Контролирует поведение других;

- предотвращает всякую физическую, духовную и сексуальную эксплуатацию.

Родитель, создающий безопасность:

- не оставляет ребёнка одного;

- не бросает ребёнка;

- обещает только то, что может выполнить;

- обучает действовать в неожиданных ситуациях;

- следует установленным в семье правилам и следит за их исполнением;

- определяет время возвращения домой и другие правила домашнего распорядка;

- осуществляет наказания и поощрения;

- следит за учёбой ребёнка;

- устанавливает границы дозволенного поведения ребёнка;

- обеспечивает достаточное количество сна и отдыха;

- знает и понимает запас своих сил и возможностей;

- умеет ограничивать себя в употреблении опьяняющих средств;

- умеет контролировать своё поведение (сдерживать агрессию и т.д.).

Роль – «Учитель жизни».

Эта роль включает в себя обучение искусству социальных навыков. То, насколько хорошо научится ребёнок строить свои взаимоотношения с другими людьми, имеет большое значение на протяжении всей его жизни. Приобретённые в детстве понятия нравственных ценностей и отношений остаются практически неизменными на всю жизнь. 

НАШИ СОВЕТЫ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.

 

Советы от психолога сдающим ЕГЭ

Ведение дневника. Правила 

Почему дети обманывают?


Наиболее частое нарушение поведения ребенка, с которым сталкиваются родители, – нечестность. Настолько частое, что возникает вопрос: а может быть это какой-то закономерный этап в развитии ребенка, который нужно просто «пережить»? По опросам психологов детей разного возраста – до 85% из них признаются, что допускали нечестность и обман по отношению к родителям, учителям, ровесникам. Однако особенности возрастного развития редко играют серьезную роль в возникновении и проявлениях нечестности. Увы, практически всегда это выученная особенность поведения, примером для которой выступают либо сами родители, либо сверстники ребенка. Правда, если речь идет о дошкольниках и младших школьниках, нужно делать поправку на то, что они еще не всегда имеют достаточный опыт и не всегда способны понять, что ложь, нечестность, жульничество – это плохо. Однако это вовсе не означает, что мы не должны никак реагировать на подобные ситуации. Как раз в этом возрасте и происходит наиболее эффективная «закладка» нравственных норм и ценностей в сознание ребенка.
Как же быть, если вы заметили, что ребенок стал часто обманывать, что-то утаивать от Вас, жульничать при выполнении домашних дел или в играх с другими детьми?

Прежде всего, конечно, стоит внимательно проанализировать собственное поведение. Прибегаете ли Вы сами к "невинной лжи"? Возвращаете ли лишние деньги, если продавец ошибся, давая вам сдачу? Просите ребенка ответить, что вас нет дома, если звонит начальник? Покупаете билеты на транспорте по цене для детей младше 7 лет, если Ваш ребенок старше? Пишете записки, покрывающие несобранность ребенка, если он пропустил уроки потому, что проспал? И тому подобное.
Согласитесь, каждый раз, искажая правду, Вы тем самым позволяете ребенку поступать так же.

Серьезно подумайте о поведении ребенка. Как правило, внезапное появление таких элементов поведения, как лживость, воровство, драчливость или подлость, вызывается стремлением привлечь к себе внимание взрослых, завистью, отчаянием, обидой или злостью по отношению к ним. Также, как это уже неоднократно упоминалось в предыдущих статьях, может быть вызвано страхом перед наказанием или боязнью подвести родителей. Прямой вопрос ребенку о причинах подобного поведения обычно не срабатывает: дети, как правило, не знают истинных причин своих действий. Вот несколько вопросов, над которыми следует задуматься. Когда началось вранье? В чем ребенок обычно обманывает? Кому он лжет, всем или только некоторым? Почему? Что может побуждать ребенка к вранью? Свои соображения необходимо записать, так как они помогут в дальнейшей работе по исправлению поведения ребенка.

Решите, насколько важно для Вас, чтобы ребенок был честным? Если Вы действительно цените это качество, как объясните ребенку его важность? Постарайтесь сформулировать несколько убедительных предложений на этот счет, которые будут понятны ребенку.

Вот еще несколько рекомендаций:

- Ожидайте честности и требуйте правдивости. Ничто так не заставляет нас вести себя определенным образом, как ожидание окружающими соответствующего поведения. Иными словами, чаще всего мы ведем себя именно так, как окружающие от нас ожидают. Сопротивляться таким ожиданиям крайне трудно. Поэтому, если хотите, чтобы ребенок вел себя честно – ожидайте от него честного поведения, настойчиво требуйте правдивости и искренне огорчайтесь (и ребенок должен это видеть и понимать), когда он поступит нечестно или соврет. Постоянно объясняйте свое отношение к честности: "Все члены нашей семьи всегда должны быть честными друг с другом". Разумеется, Вы также должны поступать соответствующим образом.

- Укрепляйте честность. Безусловно, мы должны повторять детям, насколько важно говорить правду. Мы также должны дать им понять, насколько ценим правдивость: "Я действительно ценю твою честность и рассчитываю, что ты скажешь правду".

- Задавайте вопросы по этике поведения, обсуждайте случаи из жизни или прочитанных книг (журналов, газет) . Правильно поставленные вопросы могут стать важным средством развития сознательности и честности у ребенка. Вот несколько вопросов, которые можно задать ребенку, если он обманывает или жульничает. "Это было правильно?", "Как ты думаешь, что меня беспокоит?", "Что будет, если все в нашей семье (в классе) станут все время обманывать (или жульничать)?", "Если ты не будешь держать слово, как я смогу верить тебе?", "Что бы ты чувствовал, если бы я обманывала тебя?", "Как ты думаешь, что я чувствую, когда вижу, что меня обманывают?"

- Не реагируйте слишком остро на преувеличение и искажение правды. Это легче сказать, чем сделать, однако дети часто прибегают к обману, чтобы привлечь наше внимание. Если Ваш ребенок поступил таким образом, постарайтесь сохранить спокойствие, чтобы заняться важным вопросом: почему ребенок обманул и как он думает исправить эту ложь.

- Объясните ребенку разницу между истинным и придуманным. Дело в том, что у детей часто наблюдается так называемая «мнимая лживость» - склонность воспринимать события не такими, каковы они были в действительности, а так, как ребенку хотелось бы. С возрастом «мнимая лживость» обычно проходит. Тем не менее, чтобы она не закрепилась, имеет смысл бороться с "преувеличенной правдой" маленьких детей, объясняя им разницу между реальным положением вещей (настоящей правдой) и придуманным (хотелось бы, чтобы это было правдой, но это не так). Каждый раз, когда Вам кажется, что ребенок сочиняет, спрашивайте: "Это правда или ты это придумал?" Эти слова не так пугают, как слово "вранье", и, как правило, дети признают, что они немного присочинили.

- Объясните, почему нечестность — плохо. Если ребенок обманывает или жульничает, подойдите к вопросу прямо, обращаясь к совести ребенка и объясняя, почему это нехорошо. Не стоит надеяться, что ребенок сам осознает последствия такого поведения; маленькие дети не вполне понимают, почему обманывать плохо. К аргументам в пользу честности относятся следующие: нечестность может привести к неприятностям; люди не будут верить ребенку; можно заработать плохую репутацию; такое поведение может войти в привычку; это обижает людей; жульничество несправедливо по отношению к другим ученикам, которые учатся честно.

- Установите штрафные санкции за повторяющуюся нечестность. Если нечестность и жульничество продолжаются, установите те или иные штрафные санкции. Верно выбранные санкции помогут ребенку задуматься о том, как изменить свое поведение. Вот несколько вариантов: написать или нарисовать письмо с извинениями пострадавшему от такого поведения; написать небольшое сочинение с изложением по меньшей мере пяти доводов о пагубности нечестности и жульничества (маленькие обманщики могут нарисовать два довода). Если нечестное поведение все же продолжается, проведите какое-то время вместе с ребенком (можно отправиться вместе куда-нибудь на выходные) и попытайтесь прийти к соглашению о дальнейших мерах борьбы с нечестностью. Затем объявите о штрафных санкциях за обман: лишение желанной привилегии или любимого занятия. Поговорите с другими взрослыми, которые хорошо знают Вашего ребенка. Замечают ли они в нем то же, что и Вы? В чем, по их мнению, заключается причина такого поведения? Разработайте вспомогательный план — какие штрафные санкции вы примените, если ребенок обманет в следующий раз?

Иногда (крайне редко) случаи вранья, жульничества принимают упорный, устойчивый, патологический характер, становятся навязчивыми, ребенок признает, что не смотря ни на что не может с этим справиться. В этом случае необходимо обратиться к специалисту-психологу или детскому психиатру.

 

 

 

 

Старшие классы

 

 

Профилактика экзаменационного стресса

 

 

Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Стресс возникает не только при нагрузке, но и при отсутствии её. Жизнь детей и взрослых в этот период наполнена эмоциональной напряженностью.

 

Уважаемые родители!
Уважаемые родители, уместно вспомнить, что тревожность – это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Тревожность можно мобилизовать,собраться с мыслями, знаниями и отвечать на экзаменах.
Простейший пример: накануне экзамена не хватает времени, чтобы все повторить перед экзаменом – сплошная «каша» вы голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становиться четким и понятным.

 

Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», «Я должен ответить во что бы то ни стало», лучше сформулировать конкретно «Я должен доказать теорему или решить задачу …».
Возможность провала становиться для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на право чувствовать себя – человеком.

Что бы этого избежать, ВАМ родители, нужно поддерживать уверенность в силах вашего ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, - явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем
(во взаимоотношениях к себе, в своей самооценке).
Не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения.

 

Тревожность - это поток чувств, сфокусированных на страхе: что- то плохое должно случиться. Это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, тревожность испытывают все люди. 3 фазы реагирования на стресс:

-1 реакция – тревоги (головные боли, учащенное дыхание, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, беспокойство и т.д.).

-2 реакция – сопротивление (поддержка усилий, которые предпринимаются ребенком)

-3 реакция – истощения (после длительного напряжения, понижается способность организма к сопротивлению)

Признаки стрессового напряжения:

  • Невозможность сосредоточиться на чем – то
  • Слишком частые ошибки (нехарактерные для этого человека)
  • Ухудшение памяти, внимания.
  • Слишком часто возникают чувство усталости.
  • Очень быстрая речь, быстрая ходьба
  • Мысли часто «улетучиваются»
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
  • Повышенная возбудимость и раздражительность
  • Появление агрессивности, конфликтности
  • Проявление нетерпеливости, нервозности
  • Резкие перепады настроения, негативные эмоциональные реакции(страх, разъяренность, слезы)
  • Потеря чувства юмора
  • Пристрастие к вредным привычкам и появлению навязчивых движений
  • Появление чувства душевного опустошения
  • Постоянное ощущение недоедания либо потеря аппетита (вообще потерян вкус к еде)
  • Невозможность закончить начатое занятие, снижение работоспособности, неорганизованность
  • Отрицательное отношение к жизни

 

Создание условий успеха для подростков:

- Осознать ребенком, от чего же зависит успешность в том или ином начинании,

- Возможные стратегии выбора,

- Способствование повышению уверенности в своих силах,

- Укрепление чувства собственного достоинства,

- Научиться выявлять область, в которой требуется помощь от других людей, и просить о помощи без ущерба чувству собственного достоинства

 

Рекомендации по преодолению стресса:

  • Ребенку необходимо делиться своими переживаниями.
  • Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.
  • Стараться высыпаться и правильно питаться
  • Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)
  • Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания
    (новости, комплименты, хорошие дела).
  • Не боятся плакать
  • Постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему).
  • Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте.
  • Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.
  • Развитие навыков саморегуляции (самовнушение) с целью снятия напряжения.

 

Психологическая усталость и ее преодоление

Эффективные способы снятия эмоционального напряжения.

  • Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является – разговор
  • Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение стихов, песен, рассказов и т.д.
  • Для многих людей естественным и привычным способом является форма снятия напряжения – слезы
  • Хорошей профилактикой от стресса является активизация – чувства юмора (ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности)
  • Выработка в организме активных психогормональных веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег, плавание, массаж, душ и т.д.)

 

Антистрессовое питание

Мозг человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день «съедает» мозг

Лучшему запоминанию способствует – морковь

От напряжения и усталости хорошее средство – лук

Выносливости способствуют - орехи (укрепляют нервы)

Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение

От нервозности вас избавит – капуста

Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба.

Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба.

Сахар – совсем не является средством для повышения работоспособности.

Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в котором он находится:

Сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д.

Подведем итоги

Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

  •  Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребёнок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребёнок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  •  Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
  •  Контролируйте режим подготовки ребёнка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
  •  Обратите внимание на питание ребёнка.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребёнка, обеспечить ему подходящие условия для занятий.